Billy_Red (billy_red) wrote,
Billy_Red
billy_red

Category:

Нетрадиционные варианты шасси для самолётов

У-2 на гусеничном шасси Н.А. Чечубалина.

 
Это оригинальное устройство было осуществлено и испытано в 1937 г взамен колес шасси с целью радикального улучшения проходимости самолета на мокром, вязком, покрытом водой и грязью грунте, на тающем снежном покрове и т.п., где взлет на колесах труден или невозможен.



Гусеничный ход был сделан в виде цепочки роликов-валиков, изготовленных из текстолитовых прутков диаметром 50 мм и длиной 0,3 м, заключенных между боковыми направляющими стенками коробки, по форме напоминавшей корпус ранних танков. В последующие два-три года Н.А. Чечубалин, работавший в БРИЗе Главсевморпути, построил близкие гусеничные взлетно-посадочные устройства для самолетов Р-5 и Ли-2. Они были более крупными, сложными и имели иногда самый настоящий тракторный или же танковый гусеничный ход с цепью из пластин. Испытания показали, что проходимость у гусениц была исключительная, они работали во всяких условиях, не засорялись, не отказывали. Общим недостатком их была сравнительная конструктивная сложность, трудоемкость и несколько большие масса и сопротивление по сравнению с колесами. Это помешало их внедрению. (Однако, насколько мне известно, в 50-х гг конструкторы снова вспомнят про гусеничное шасси и спроектируют его для Ил-28.)


Р-5 на гусеничном шасси


Опытный Ли-2 на гусеничном шасси




УТ-2 - Самолет на воздушной подушке.



Другое название этого самолета  - СЕН (самолет Ефремова и Надирадзе). Вместо шасси под самолетом был установлен на стойках большой резиновый баллон, по форме подобный надувной лодке, поставленной вверх дном, на уровне колес шасси. На баллоне     площадка с вентиляторной установкой, действующей от отдельного двигателя или же посредством привода от основного двигателя самолета и нагнетающей воздух под площадку в пространство внутри кольца баллона, выполненного из прорезиненной материи или из пористой резины.

В 1939-1941 гг опыты взлета "на подушке" проводили в ЦАГИ и ЛИИ инженеры Николай Иванович Ефремов и Александр Давидович Надирадзе (до того работавший в СКБ В.И. Левкова но катерам на воздушной подушке).

Для опытов был взят самолет УТ-2     низконлан, удобный по схеме для установки баллона, которому были приданы размеры, обеспечивающие устойчивость при сдвиге, на разбеге и взлете при одновременной работе двигателей самолета и вентилятора (его двигатель в 25 лс взят от мотоцикла). Самолет вел себя нормально, полет не отличался существенно от обычного. В 1940 г испытания провел И.И. Шелест, летали также М.М. Громов, А.Б. Юмашев и А.И. Чернавский. Все было удачно, идея себя оправдала. НКАП поручил авторам разработать аналогичную конструкцию для серийного самолета Пе-2. Это было выполнено в 1941 г.

В самолете Пе-2 баллонная конструкция была сделана двойной, под каждой мотогондолой, с механическим приводом к вентилятору от соответствующего двигателя М-105 в виде длинного вала с угловой передачей и эластичной муфтой сцепления ("редуктор Надирадзе" РЕН). По замыслу, после взлета воздух из баллонов выпускался и они втягивались в задние отсеки мотогондол, где закрывались створками. Все устройство действовало исправно, самолет рулил, но до полетов дело не успело дойти.

В то же время Н.И. Ефремов представил проект двухмоторного бомбардировщика с двумя двигателями АМ-38, с использованием реактивного эффекта выхлопных газов (что было им проверено на самолете И-16) и со взлетным устройством на "подушке", уже проверенным на Пе-2. 20 июня 1941 г НКАП вынес решение проектировать и строить самолет. Но в условиях войны это решение не было реализовано. Интерес к безаэродромному взлету самолета, с сокращенным разбегом, как и к машинам на воздушной подушке, оживился в 60-х годах.






B.Б. Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950

Tags: CCCР, Ил-28, Ли-2, Р-5, У-2, УТ-2, авиация, воздушная подушка, гусеница, самолёт, шасси
Subscribe

  • Анаморфоз

    Анаморфный дизайн кофейных чашек от южнокорейской Luycho Inc.

  • April Fool's Day

    Сумасшедший, в отличие от юродивого, вовсе не подчинен никаким нормам. Носитель этого поведения "получает дополнительную свободу в нарушении…

  • Dark Times

    Примечательная мобилизационная синхронизация от Проханова и The Economist, с отсылками к экономике предвоенного времени и Великой Отечественной…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments