Billy_Red (billy_red) wrote,
Billy_Red
billy_red

Советская сатира в 1928-1930гг


"Семейный альбом" - раздел еженедельного художественного журнала сатиры и юмора "Чудак", издававшегося в Москве в 1928-1930гг. акционерным обществом "Огонек".
Старый пост кильнул, тк появилось больше информации. Да и сам журнал, предназначавшийся для интеллигенции и служащих, стоит просмотра. Под катом сканы журнала № 3 за январь 1929 года и справочная информация. Всё кликабельно















Из справочника  «Сатира советской эпохи 1917-1963». С.Стыкилин, И.Кременская

"Чудак"

Еженедельный художественный журнал сатиры и юмора. Издавался в Москве в 1928—1930 гг. акционерным издательским обществом «Ого­нек». Печатался на 16 стр., с цветными иллюстрациями. Тираж — 25—100 тыс. экз. Редактор — М. Е. Кольцов. Первый номер вышел в конце декабря 1928 г.

Возник в результате реорганизации сатирического журнала «Сме­хач» после прихода в него ответственного редактора М. Кольцова. 1 ноября 1928 г. Кольцов писал А. М. Горькому, находившемуся в Сорренто:

«Дорогой Алексей Максимович! Я сейчас подготовляю первый но­мер нового сатирического журнала «Чу­дак». У нас собралась неплохая группа писателей, художников, и мы решили во что бы то ни стало придать буду­щему журналу облик, совершенно по­рывающий с увядшими сатирическими традициями. Мы убеждены, что в СССР, вопреки разговорам о «казенной пе­чати», может существовать хороший са­тирический журнал, громящий бюро­кратизм, подхалимство, мещанство, двойственность в отношении к окру­жающей обстановке, активное и пассив­ное вредительство.

(Журнал предназна­чен для интеллигенции и служащих.) Название «Чудак» возникло не случай­но. Мы, как перчатку, подбираем это слово, которое обыватель недоуменно и холодно бросает, видя отклонение от его, обывателя, удобной тропинки: — Верит в социалистическое строи­тельство, вот чудак! Подписался на заем, вот чудак! Пренебрегает хоро­шим жалованьем, вот чудак! — Мы окрашиваем пренебрежительную кличку в тона романтизма и бодрости. «Чудак» представительствует не желчную сатиру, он полнокровен, весел и здоров, хотя часто гневен и вспыльчив. «Чудак» — не принципиальный ругатель, наоборот, он драч­ливо защищает многих несправедливо заруганных.., но охотно обращает свое колючее перо против присяжных скептиков и нытиков. Иными словами, «Чудак», как Горький, играет на повышение. Вот, в самых об­щих чертах, основное умонастроение редакции. Излишне добавлять, что при такой физиономии будущего журнала Вы, Алексей Максимович, нам дотошно нужны, не только как генерал и как имя, а как реальный союз­ник, сотрудник, друг. Позволю себе покорнейше просить оказать мне парламентское доверие и сейчас же (первый номер выходит 15 декабря, журнал еженедельный) прислать что-нибудь, хотя бы небольшое, весело-зубастенькое или сурово-наставительное, и то и другое одинаково подой­дет к характеру журнала. Если не успеете сейчас же, напишите мне хоть одно слово о согласии сотрудничать, это нужно мне не для рекламы (списка сотрудников печатать не буду, хотя участвуют лучшие силы), а для личного морального самочувствия моего и товарищей...»

А. М. Горький горячо поддержи­вает идею создания нового сатириче­ского журнала. Он высылает написан­ную специально для «Чудака» сатири­ческую миниатюру «Факты», подписан­ную псевдонимом Самокритик Словоте-ков. Поздравляя Кольцова с «Чудаком», А. М. Горький писал: «Считаю Вас одним из талантливейших чудаков Союза Советов, уверен, что под Вашим руко­водством и при деятельном участии та­ких же бодрых духом чудаков журнал отлично оправдает знаменательное имя свое».

Для характеристики «Чудака» представляет интерес и второе письмо М. Кольцова к А. М. Горькому, на­писанное 25 ноября 1928 г. в ответ на приветствие. «Большое Вам спасибо,— писал М. Кольцов,— за скорый ответ, за приветствие «Чудаку», за прелест­ную вещичку. И то и другое укра­сит первый номер журнала,— он выходит в двадцатых числах де­кабря.

Самокритика Кирилловича Словотекова мы приняли как родного в дружную семью чудаков. Будет ему и харч, и постоянный теплый угол, и обеспечение на старость. Только бы бодрился, только бы писал. О людях, о книгах, о фактах, о ханжестве, о некультурности, о подхалимах и угож-дателях, о самоновейших «европейцах» с яркими галстуками и от роду немытыми ногами. Хорошо бы ближайшее письмо посвятить антисеми­тизму...»

Первый номер удачно реализовал планы М. Кольцова, поддержанные Горьким. Яркая обложка, исполненная Бор. Ефимовым, воспроизводила тип обывателя. Фельетоном Кольцова о ханжестве открывалась постоян­ная рубрика «Календарь «Чудака»». Под этой рубрикой печатались в дальнейшем острые и злободневные фельетоны и памфлеты редактора журнала. На первой же странице публикуется приветствие А. М. Горь­кого и его сатирическая миниатюра «Факты». Злободневностью и кон­кретностью критики отличались и другие произведения номера (фелье­тоны, стихи, басни, карикатуры, эпиграммы и т. п.). На интересных фактах были построены постоянные сатирические отделы: «Слезай — приехали» (имел 2 постоянные руб­рики: «Ждем опровержений» и «Печа­таем ответы»), «Деньги обратно!», «Хроника».

М. Кольцову удалось собрать луч­шие силы сатириков. В первом номере приняли участие В. Ардов, А. Зорич, Вс. Иванов, И. Ильф, С. Кирсанов, Е. Петров. Номер украшали острые, та­лантливо исполненные карикатуры ху­дожников Л. Бродаты, Б. Ефимова, В. Козлинского, Кукрыниксов, Б. Мала­ховского, Ив. Малютина, А. Радакова, К. Ротова.

Со второго номера сотрудничают Д. Бедный, В. Катаев, В. В. Маяков­ский, а несколько позже А. Архангель­ский, М. Вольпин, А. Дейч, А. Жаров, Н. Заболоцкий, Д. Заславский, Е. Зо­зуля, М. Зощенко, М. Исаковский, Д. Кунин, Б. Левин, Л. Ленч, С. Мар­ков, И. Молчанов, Л. Никулин, Ю. Олеша, Н. Погодин, М. Пустынин, Г. Рыклин, М. Светлов, Л. Славин, А. Твардов­ский, Т. Тэсс, И. Уткин и др. Расши­ряется и круг художников-карикатури­стов, работающих в журнале. Появ­ляются карикатуры В. Гина, А. Дейнеки, В. Дени, И. Каликина, Н. Наза­рова, К. Рудаковой и др. Участие таких сатириков определяет боевое содержа­ние сатиры «Чудака». Журнал беспощадно обличал и осмеивал бюрократизм, ханжество, мещанство, подхалимаж, бесхозяйственность, рвачество, жульничество, головотяпство, чванство и т. д. Много внимания уделял борьбе с деляче­ством и халтурой в литературе и искусстве, осмеивал невежество, бескуль­турье. Произведения самых разных жанров печатались в многочисленных сатирических отделах и рубриках: «Биржа чудаков», «Но-но — без хам­ства!», «Веселящий глаз», «Биржа сплетников», «Рычи-читай», «Зоосад», «Шевели мозгами», «Сквозь розовые очки», «Всякая печатная чепуха», «Крики с мест», «Кассационный отдел «Чудака»», «Тут тебе и милиция, тут тебе и юстиция», «Соревнование городов», «Мы приглашаем к столу», «Тир для стрельбы стихами», «Уголок изящной словесности» и др.

Большую роль играл отдел «Семейный альбом», в котором печатались фотопортреты с соответствующими комментариями. В этом отделе публиковались фотообвинения фоторепортеров С. Фридлянда, С. Шайхет и др.

Со второго номера печатаются «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска» Ф. Толстоевского (псевдоним И. Ильфа и Е. Пет­рова), с № 12 — роман с продолжением «1001 день, или Новая Шехерезада» тех же авторов. С № 28 печатается с продолжениями «разоблачи­тельная поэма» с продолжением «Чудасия, или Мефистофель в столице» А. Тур.

Журнал делался главным образом силами профессиональных литера­торов и художников. Однако он был достаточно хорошо связан с массами читателей. В редакцию поступали потоки писем из разных уголков страны, в которых читатели рассказывали о тех или иных недостатках местной жизни, обращались за помощью, подсказывали темы и т. д. Это, однако, не вполне удовлетворяет редакцию. В специальном номере (№ 37), на­званном «Звездный пробег «Чудака»», редакция писала: «Глубже на ме­ста! И самолично, без всяких посредников! Вот новый лозунг редакции «Чудака». И без всякой волокиты он уже проводится в жизнь. Сразу, без долгих сборов и разговоров чудаки выходят на места». Номер посвящен целиком критике недостатков в жизни отдельных городов периферии, явился результатом внезапных рейдов сатириков журнала в эти места. Редакция обещает читателю и впредь совершать подобные же поездки по разным городам и всюду описывать, что там «есть хорошего и плохого, позорного и почетного». Пишет она здесь и о той помощи, которую оказы­вали и оказывают ей чудакокорры, т. е. нештатные корреспонденты жур­нала на местах. Они, говорилось в заметке, отметят гнезда классовых вра­гов, штабы бюрократизма, уголки взяточников, подхалимов, особняки пош­лости и т. п. В дальнейшем результаты таких частых «ревизий» регулярно публикуются в специальном отделе, называвшемся «Звездный пробег «Чудака»». Редакция журнала привлекает к сотрудничеству молодых карика­туристов с мест, заводит постоянный отдел карикатур «В гостях у «Чудака»», где регулярно печатает карикатуры начинающих художни­ков. Здесь впервые появляются карикатуры А. Ермакова, Б. Пророкова, Е. Рутковского и других художников, имена которых вскоре приобрели известность.

С № 7 подписчики получали в качестве приложения книжечки, со­ставленные из произведений сатиры и юмора зарубежных писателей, со­ставлявшие библиотечку «Всемирного юмора» или «Библиотечку «Чу­дака»».

В 1930 г., прощаясь с читателем, редакция сообщала, что с 1 марта журнал сливается с «Крокодилом».


Источники:
http://www.books-classic.ru/
http://sobralio.net/
личные закрома
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments